ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ. ГОРОД-ГЕРОЙ СТАЛИНГРАД

16 ноября, 2020

Место памяти и славы — город, вставший из руин

Волгоград называют городом-музеем, в котором должен побывать каждый российский человек. Весь мир узнал о нём в годы Великой Отечественной войны, когда он именовался Сталинградом. Слава, доставшаяся ему по праву, завоёвана неимоверными усилиями и жертвами, принесёнными нашими солдатами, офицерами, людьми мирных профессий во время одной из самых кровопролитных битв в истории человечества.

Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей, унесла больше жизней, чем многие другие сражения, вместе взятые. Страны гитлеровской коалиции потеряли около 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными и пленными. Потери Советского Союза составили более 1,1 миллиона человек.

Сегодня, наверное, каждый школьник знает о том, что победа Красной армии под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в Великой Отечественной войне, вселила веру в то, что окончательная Победа тоже будет за нами.

После освобождения разрушенный до основания Сталинград восстанавливали всем миром, и в первую очередь возрождали к жизни школы и детские сады. 8 мая 1965 года Волгоград удостоен высокого звания «город-герой».

Волгоградцы чтут великую историю своего города, с особым трепетом сохраняя память о подвигах героев Сталинградского сражения. И особая роль в эстафете памяти принадлежит педагогам.

Мужество в бетоне и граните

Волгоградские школьники узнают о войне не только из учебников

На Мамаевом кургане в начале февраля в день моего приезда было солнечно и тихо. По самому крупному и знаменитому историко-мемориальному комплексу, созданному в память о Великой Отечественной войне, меня сопровождали заместитель председателя Волгоградской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Светлана Зубкова и учитель истории и обществознания Волгоградского кадетского корпуса Следственного комитета РФ имени Ф.Ф. Слипченко Артём Кочергин. Благодаря экскурсии, проведённой Артёмом Сергеевичем, я узнала множество новых подробностей об истории Сталинграда военной поры и создании мемориала.

Идея воздвигнуть в городе-герое на Волге величественный монумент в память о Сталинградской битве возникла сразу же по окончании войны. Десять лет, с 1945 по 1955 год, в стране длился конкурс на лучший проект. В результате автором и руководителем авторского коллектива строителей стал народный художник СССР, скульптор Евгений Викторович Вучетич. Заложенный в 1959 году мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» был открыт 15 октября 1967 года.

Мамаев курган самым непосредственным образом связан со Сталинградской битвой. 135 дней и ночей, начиная с сентября 1942 года, войска 62‑й армии под командованием Василия Чуйкова бились с врагом на склонах Мамаева кургана, стратегически важной высоте, где город — как на ладони. Как рассказал Артём Сергеевич, в 1942 году гитлеровцы захватили его западный, северный и южный склоны, а наши войска удерживали восточный.

Об ожесточенных боях за эту высоту свидетельствует тот факт, что сразу после битвы на каждом квадратном метре земли Мамаева кургана обнаруживали от 500 до 1250 осколков снарядов.

Понятие «немецко-фашистские захватчики» по отношению к противнику было обобщающим. Вместе с немцами здесь воевали венгры, румыны, австрийцы, хорваты, итальянцы, добровольческий испанский полк, то есть в буквальном смысле пол-Европы.

Стоять насмерть!

С восточной стороны мы поднимаемся по двумстам ступеням Мамаева кургана навстречу памятнику «Стоять насмерть!». Из скалы вырастает фигура солдата-богатыря, в одной руке у него автомат, в другой — граната.

В собирательном образе воина-защитника можно угадать внешние черты маршала Василия Чуйкова. Некоторые архивные документы свидетельствуют о том, что это сходство не случайно. Не только мужественная внешность маршала, но в первую очередь его военная тактика и смелость дали основание скульптору сделать такой выбор. Во время Сталинградской битвы долгое время непосредственно на Мамаевом кургане находился штаб 62‑й армии, всего в нескольких сотнях метров от врага. Василий Чуйков не покидал солдат на протяжении всего сражения. Под Сталинградом он с успехом использовал тактику ближнего боя, следуя которой наши войска подходили к противнику максимально близко. Это не давало возможности немецкой авиации бомбить наши позиции — гитлеровцы остерегались попасть в своих.

Центром мемориального комплекса является скульптура «Родина-мать зовёт!». Статуя высотой 85 метров, ставшая символом города-героя, видна за многие километры. Но чем ближе подступаешь к скульптуре «Стоять насмерть!», тем больше фигура солдата визуально закрывает величественную Родину-мать, символизируя воина, заслонившего страну от врага.

Двигаясь к центральному монументу, мы проходим меж двух железобетонных стен. Надпись слева гласит: «Ни шагу назад!«, а справа – «Только вперёд!«. Звуковое сопровождение воспроизводит лозунги военной поры, один из них знаком, наверное, каждому: «За Волгой для нас земли нет!«. Эти слова, которые выразили самую суть Сталинградской битвы, произнёс не поэт и не журналист, а боец 62‑й армии, снайпер Василий Зайцев: «Для нас, бойцов и командиров 62‑й армии, за Волгой земли нет. Мы стояли и будем стоять насмерть!«.

Плечом к плечу

Скульптурные композиции на площади Героев Мамаева кургана воспроизводят эпизоды сражений, рассказывая об истинном героизме: вот товарищ помогает раненому солдату подняться, санитарка взвалила на плечи изувеченного бойца. Следующая скульптура запечатлела матроса-пехотинца в каске со связкой гранат в правой и левой руках. Несмотря на то, что образы собирательные, скорее всего скульптора вдохновил подвиг Михаила Паникахи, заместителя командира отделения 1‑й роты 883‑го стрелкового полка 193‑й стрелковой дивизии 62‑й армии. В октябре 1942 года он бросился с двумя бутылками зажигательной смеси на немецкий танк. Пуля пробила одну бутылку, жидкость воспламенилась, и боец превратился в живой факел. Но у него оставалась вторая бутылка, и Михаил, охваченный огнём, смог добежать до танка и поджечь его.

Замыкает галерею скульптура, символизирующая крах фашизма: два воина уничтожают свастику и огромную извивающуюся змею. Изображение поверженного фашизма в виде змея перекликается с христианской и былинной символикой. Зло во все времена сильно и коварно, но его можно победить, заплатив очень высокую цену, будто напоминает нам скульптор.

19 ноября 1942 года началось контрнаступление советских войск. В Сталинград были переброшены воинские части, сформированные из сибиряков, численность наших войск значительно увеличилась. Уже 23 ноября в районе города Калач-на-Дону и посёлка Советский 22 гитлеровские дивизии попали в окружение.

— Когда я учился в педагогическом университете, наше общежитие располагалось у подножия Мамаева кургана. Мы, студенты, часто сюда приходили, в разное время года, в разное время суток. Я любил и люблю это место. И теперь часто тут бываю вместе с сыном, — поделился Артём Сергеевич.

У двух моих спутников истории семей тоже связаны со Сталинградской битвой. Прадед Артёма Сергеевича Василий Николаевич Кочергин участвовал в Сталинградской битве, ему оторвало ступню, и Василия Николаевича комиссовали. В семье считают, что повезло: в Сталинграде тогда жизнь солдат и офицеров измерялась часами и даже минутами.

А дедушка Светланы Геннадиевны, участник Сталинградской битвы, вернулся из госпиталя домой после того, как семья получила на него похоронку. Он тоже был искалечен — остался без ноги, но выжил.

И этот день настал

На Мамаевом кургане похоронено более 30 тысяч солдат и офицеров. Мы возложили цветы в Зале Воинской славы. Смена караула здесь проходит каждые 15 минут зимой и каждые полчаса летом. В зале звучат «Грёзы» Шумана — музыка, напоминающая хор плачущих ангелов.

На почётном месте запечатлена дата победного завершения Сталинградской битвы — 2 февраля 1943 года. За неделю до этого события, 26 января, группировка войск фельдмаршала Паулюса была рассечена на две части. Фридрих Паулюс, который командовал южной группировкой, сдался уже 31 января 1943 года. А 2 февраля сложила оружие северная группировка под командованием Карла Штрекера. Это событие ознаменовало окончательную победу под Сталинградом.

12 февраля 2020 года исполнилось 120 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. Человека, которого в Волгограде особенно чтут. Его войска не только выстояли в самые критические периоды обороны города, но и приняли активное участие в разгроме немецких войск на завершающем этапе Сталинградской битвы.

Могила Василия Чуйкова находится на площади Скорби Мамаева кургана. Военных такого ранга хоронили либо у Кремлёвской стены, либо на Новодевичьем кладбище в столице. Но незадолго до смерти Василий Иванович обратился к Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу с просьбой похоронить его на Мамаевом кургане, там, где навсегда остались солдаты, которыми он когда-то командовал. И его последняя воля была исполнена. Этот случай стал первым в истории СССР, когда маршал нашёл свой покой за пределами Москвы.

На площади Скорби похоронены известные командиры, офицеры, герои Сталинградской битвы. Среди них снайпер Василий Зайцев, уничтоживший во время сражения 225 солдат и офицеров германской армии и их союзников, в том числе 12 снайперов. После войны Василий Григорьевич жил в Киеве, но завещал похоронить себя в Волгограде. Его воля тоже была исполнена. В 2006 году, спустя 15 лет после смерти героя, его прах со всеми воинскими почестями был перезахоронен на волгоградской земле.

9 мая сюда, на Мамаев курган, приезжают не только гости со всей России, но и жители Германии, представители других стран Европы, чьи родственники погибли под Сталинградом. Волгоградцы относятся к этому с пониманием. Думаю, одна из отличительных черт настоящего победителя — великодушие.

С чего начинается Родина

— Как вы лично выстраиваете патриотическое воспитание со своими учениками? — задаю заключительный вопрос Артёму Сергеевичу Кочергину.

— Когда мы проходим тему «фашизм», дети по-разному её воспринимают. Я объясняю, что это было идеологическое отравление немецкого народа, и многие воевали не по своей воле, их заставляла система. Есть примеры, когда немецкие солдаты не хотели стрелять в мирных жителей, об этом тоже нужно рассказывать. Дети должны делать выводы, извлекать правильные уроки, и такие памятники, мемориальные ансамбли этому служат.

С чего начинается патриотизм? С того места, где дети живут, ходят в школу, с порога собственного дома. Надо знать историю своей семьи, культуру своего народа. Изучение истории только по учебнику поверхностно, а когда дети ходят по той земле, за которую воевали их прадеды, сами узнают историю вместе с родителями, друзьями, родственниками, это становится частью их жизни. Историю делают люди, а потом мы помещаем её в учебники.

Педагогическая поэма

Лариса Кочергина, председатель Волгоградской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, педагог с 25‑летним стажем — не коренная жительница Волгограда, её родители переехали сюда, когда ей было семь лет. Поэтому семейной истории, связанной со Сталинградской битвой, у неё нет. Тем не менее, за годы своей жизни и работы в Волгограде она по-настоящему полюбила этот город и как учитель истории поставила перед собой такую педагогическую задачу: «Мои ученики должны знать основные даты Сталинградской битвы». Решить её помогли стихи.

В 2003 году, к 60‑летию победы под Сталинградом, заместитель директора, учитель истории волгоградского лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина Лариса Львовна Кочергина создала поэтическую летопись крупнейшего сражения. Было решено, что к торжеству в лицее эти стихи выучат старшеклассники и пройдут с ними по классам агитбригадой. Позже поэтическую хронологию «Сталинградская битва» стали учить все лицеисты. Она кратко и ёмко описывает основные вехи Сталинградской битвы от её начала 17 июля 1942 года до победного завершения 2 февраля 1943 года, и начинается так:

Есть в летописи города печальные, но памятные дни,
Ты память о них в своём сердце храни.

Конечно, во время общения мы заговорили о стихах Ларисы Львовны.

— Я благодарна пятому лицею за то, что его ученики до сих пор читают мои стихи, посвящённые событиям Сталинградской битвы. Не считаю себя стихотворцем, но, когда надо, мобилизуюсь и пишу. Как учитель я работала в двух школах: 13 лет в Железнодорожном интернате и в лицее № 5 имени Юрия Гагарина в качестве заместителя директора, учителя истории и руководителя исторического кружка.

Как преподаватель истории ко многим памятным датам Лариса Кочергина сочиняла стихи, писала целые поэмы, связанные с историческими событиями, например, Куликовской битвой. Есть у неё и короткие рифмы о Конституции России: в четырёх четверостишиях заложен её основной смысл.

Работая в школе, Лариса Львовна использовала герменевтический подход. Суть его в том, чтобы свои личностные смыслы сделать личностными смыслами других через творческое влияние, в том числе стихи.

— Однажды с учениками мы описали в стихах историю Русско-японской войны. Это очень сложный исторический период, но я как историк его обожаю. Ляоян, Мукден, Цусима — детям непросто запомнить все эти названия. Но помогла совместная творческая работа, когда мы рифмовали методом массированного штурма, и получилась целая поэма.

Многие мои выпускники помнят исторические события благодаря таким рифмовкам, потому что это лаконично, по делу. Это моё ноу-хау из учительского прошлого.

Если говорить о Сталинградской битве, для меня было важно, чтобы мои ученики знали основные события 1942-1943 годов и я бы никогда не слышала, что они не помнят даты 17 июля, 23 августа, 19 ноября, 2 февраля. Благодаря стихам они всё это знали и знают.

Директор лицея № 5 Лариса Тропкина, с которой мы знакомы много лет, — человек, который умеет восхищаться. И то, что я посчитала учебным материалом, она сделала частью традиции и ежегодных торжеств, связанных со Сталинградской победой.

Возглавив областную организацию Профсоюза, Лариса Кочергина продолжает оставаться историком. Изучая архивы, она нашла интересные факты о работе Профсоюза в Сталинграде в годы войны. Именно Профсоюз спустя всего 12 дней после окончания Сталинградской битвы, 14 февраля 1943 года, на заседании оргбюро поставил на вид облоно, ещё находившемуся в эвакуации, что у него «нет чёткого представления о том, кого учить и кто будет учить«. Профсоюз, таким образом, первым инициировал возрождение учебного процесса в Сталинграде. Может быть, настало время написать в стихах о Профсоюзе в Великую Отечественную?

Праздник Победы онлайн

К юбилею Победы в Великой Отечественной войне и объявленному в России Году памяти и славы Волгоградская областная организация Профсоюза готовилась по-особенному. Конечно, график и формат мероприятий по понятным причинам этой весной значительно изменился. Но некоторые мероприятия в новых условиях приобрели наибольшую актуальность.

Самой востребованной и знаковой стала интернет-акция «Бессмертный полк педагогов-фронтовиков», стартовавшая ещё в прошлом году. На сегодняшний день в её рамках собрана информация о 160 судьбах педагогов Волгограда и области, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Каждая история проекта опубликована на страницах социальных сетей обкома Профсоюза и стала доступной для всех пользователей.

Чтобы онлайн-акция Профсоюза стала узнаваемой в интернет-пространстве, фотографии и рассказы о педагогах оформлены в едином стиле: с эмблемой Профсоюза и знаком акции под хештегом #Вспоминаяовойне. По итогам акции будет издана книга, в которую войдут рассказы о педагогах-фронтовиках. Издание станет продолжением военной летописи волгоградского учительства, которую профсоюзная организация начала в книге «Воспоминания о войне», выпущенной к 70‑летию Победы в 2015 году.

Также в весенние дни члены Профсоюза из учительской среды стали активными участниками проекта «Уроки Победы». Проект стартовал в Волгограде в 2015 году по инициативе фронтовиков, позже к нему присоединилась вся страна. Только в Волгоградской области в «Уроках Победы» ежегодно принимают участие 200 тысяч человек, издано несколько тематических брошюр на основе этих уроков. В этом году акция проводилась онлайн.

Ещё одна масштабная патриотическая онлайн-акция, приуроченная к 75‑летию Победы, — «Альбом Победы». Она началась во всех учреждениях образования Волгоградской области в апреле. Дети и их родители, педагоги, студенты колледжей, техникумов и вузов, а также волонтёры в условиях самоизоляции объединили усилия, чтобы ещё раз выразить благодарность старшему поколению, вспомнить подвиги дедов и прадедов. Акция под хештегами #героирядом, #япомнюягоржусь, #альбомпобеды34, #потомкипобедителям проводилась по инициативе Совета молодых педагогов Волгоградской области и «Волонтёров Победы».

Одним из этапов акции стала онлайн-эстафета «Агашинские строфы». Принять в ней участие мог каждый: для этого надо было прочитать стихотворение волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной «Горит на земле Волгограда», записать видео и опубликовать его в социальных сетях с хештегом #огоньволгограда.

Конкурс сочинений «Письмо Победителю» — третий этап патриотической акции «Альбом Победы». В конкурсном марафоне приняли участие школьники, студенты, волонтёры. Для представителей молодого поколения это возможность ещё раз прикоснуться к судьбам героев Великой Отечественной и выразить им свою благодарность.

Всероссийская акция «Георгиевская ленточка», которая проводится уже 15 лет, в этом году тоже впервые проходила в виртуальном формате. Чтобы принять в ней участие, необходимо было сфотографироваться с георгиевской лентой и опубликовать фото на личной странице в соцсетях вместе с ответом на вопрос: «Почему для меня важна георгиевская лента?«, а также не забыть про хештеги #георгиевскаяленточка и #лучшедома.

Тематический год продолжается. В планах Волгоградской организации Профсоюза проведение в августе ХI Межрегионального образовательного форума молодых педагогов «Думая о будущем» по теме «И помнит мир спасённый…». В сентябре запланирован IV областной слёт ветеранов педагогического труда»Это наша с тобой биография». А в ноябре пройдёт IV слёт педагогических династий Волгоградской области на тему «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны».

Отметим, что и в период самоизоляции волгоградцам удалось вместе встретить День Победы, минуя Интернет. Этой весной многие жители города-героя подключились к Всероссийской акции «Окна Победы» — украсили окна своих квартир и домов символами Великой Победы: георгиевскими лентами, красными звёздами, словами благодарности в адрес ветеранов. А непосредственно 9 мая в 12 часов дня, распахнув окна и выйдя на балконы, все вместе исполнили песню «День Победы».

Наталья Воронина, Ольга Родионова

Добро пожаловать на «Солдатскую кашу»

Лицейская традиция объединила детей, педагогов и ветеранов

В Волгограде каждое образовательное учреждение отмечает День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве — 2февраля. Как сегодняшним мальчишкам и девчонкам рассказать о Великой Отечественной войне, заинтересовать историей своего героического города, передать знания о том времени? Каждая школа решает эту задачу по-своему. В лицее № 5 имени Ю.А. Гагарина в честь праздника варят солдатскую кашу. В этом году традиционная акция «Солдатская каша» была посвящена 77‑й годовщине победы в Сталинградской битве.

Депутат городской думы, директор лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина Лариса Тропкина рассказала о том, что традиции не менее 10 лет. Сначала ребята готовили кашу на уроках технологии. В прошлом году лицею предложила свою помощь воинская часть и привезла походную кухню.

— Эта форма праздника привлекает людей, она необычная и простая одновременно: наварили кашу и раздаём, все вместе, плечом к плечу. Но за этим — непростая организационная работа многих людей. Воинская часть, с которой мы сотрудничаем, заблаговременно направляет нам рецепт, закупаются продукты. Мы проводим «информационную разведку» — рассказываем лицеистам о том, как каша спасала во время войны людей, — поделилась Лариса Александровна.

Акцию «Солдатская каша» поддержала Волгоградская областная организация Общероссийского Профсоюза образования и в этом году полностью оплатила покупку необходимых продуктов. А речь, между прочим, идёт о двух тысячах лицеистов, многочисленном корпусе сотрудников и гостях праздника, о котором знает весь Центральный район города Волгограда.

Сталинградские окна

Познакомиться с лицеем мне помогли ученики 10‑го «Б» класса. Спасибо ребятам за интересную информацию и профессиональное проведение экскурсии!

Коридоры лицея активно используются для различных тематических выставок, особенно много их на втором этаже. В этом году к годовщине победы в Сталинградской битве здесь расположилась выставка фотографий «Сталинградские окна», отражающая разные этапы в истории города: до войны, во время войны и после неё. Каждая фотография выставки представляет ценность, являясь частью музейного архива.

Смысл воплощённой идеи в том, чтобы сегодняшние школьники посмотрели в окна и увидели то, что видели их сверстники в Сталинграде: мирную жизнь, знаменитый Дворец пионеров. Но настало 23 августа 1942 года, и враг начал стирать город с лица земли. На одной из фотографий видно, как выглядела улица Мира, на которой находилась школа № 8 (ныне — лицей № 5). Как и большинство зданий, она сильно пострадала от бомбардировок.

Конечно, здесь запечатлены самые торжественные моменты: заключительный этап Сталинградской битвы, пленение фельдмаршала Фридриха Паулюса 31 января 1943 года. А вот фотографии восстанавливаемого из руин и пепелищ Сталинграда. Первая из восстановленных — улица Мира, вскоре из руин поднялась и школа № 8, вновь открывшаяся в 1947 году.

В 2003 году лицей № 5 вошёл в Ассоциацию школьных музеев городов-героев стран Содружества Независимых Государств. Ребята, которые занимаются в музее проектно-исследовательской деятельностью, посещают города-герои. Под эгидой ассоциации лицеисты побывали в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге, Минске и принимали делегации из этих городов-героев у себя, с воодушевлением рассказывая гостям об истории родного края и своего образовательного учреждения.

Вахта Памяти

В лицее № 5 имени Ю.А. Гагарина есть особенное место и особенное время, к которым причастен каждый учащийся. Сюда на вечное хранение передана одна из восьми копий Знамени Победы, направленных несколько лет назад во все районы Волгограда Общероссийским народным фронтом.

Знамя Победы — штурмовой флаг 150‑й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, который 1 мая 1945 года был водружён на крыше Рейхстага в Берлине бойцами Красной армии. У копий этого знамени, которое по российскому законодательству является официальным символом Победы советского народа над фашистской Германией, в школах Волгограда старшеклассники несут Вахту Памяти. Начинается эта акция ежегодно с 19 ноября — дня начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. Каждый лицеист, и мальчик, и девочка, начиная с первого класса, несут Вахту Памяти у Знамени Победы.

В начале февраля, в день празднования освобождения Сталинграда, знамя торжественно передаётся в школы Центрального района Волгограда и переходит из школы в школу вплоть до 9 мая. А ко Дню Победы возвращается в лицей № 5 и водружается в музей на хранение до следующего года.

Детвора

Гордость лицея — собственная телестудия. В небольшом уютном помещении, стены которого увешаны всевозможными дипломами и грамотами, собрались юные тележурналисты и операторы. В этот день, наполненный событиями и информационными поводами, работы у «Детворы» было очень много.

Основатель и руководитель телестудии «Детвора» — Андрей Николаевич Рябец. Всего через год после её создания, в 2009 году, он придумал фестиваль с одноимённым названием, который в 2011 году получил статус всероссийского. Сейчас это крупнейший детский телевизионный фестиваль в России.

Скрепы

В лицее налажена продуманная работа с ветеранами. Перед днём победы в Сталинградской битве каждый класс пишет письма участникам войны, труженикам тыла, детям Сталинграда, бывшим узникам концлагерей. Потом ребята разбиваются на небольшие группы и посещают адресатов. Лицеисты готовят программу, поют песни, читают стихи, а ветераны делятся воспоминаниями. Такое общение порой длится несколько часов. Так у ребят остается в памяти история конкретного человека, пережившего войну, образуется связь между поколениями.

— Мы любим всех ветеранов, но для нас особенная категория — педагоги-фронтовики. Даже в преклонном возрасте они остаются педагогами. Вот только один пример. Учительница — ветеран войны пришла в лицей на встречу с учениками 3-6‑х классов. После каждого фрагмента своего рассказа она делала вывод: «Мы победили, потому что были дружными», «Мы выстояли, потому что помогали друг другу». Как важно это слышать детям! — поделилась Лариса Александровна Тропкина.

Изобретатель полевой кухни

В 5‑м «Д» классе во время «информационной разведки» я вместе с лицеистами узнала о создателе полевой кухни. Классный руководитель Юлия Георгиевна Митрофанова рассказала о нашем соотечественнике, офицере русской армии Антоне Фёдоровиче Турчановиче. Первые полевые кухни, изготовленные по его проекту, были отправлены в действующую армию с началом Русско-японской войны. Патент от 8 марта 1904 года свидетельствовал, что универсальный переносной очаг, как назвал его сам изобретатель, не имел аналогов во всём мире.

Из блюд фронтовой кухни самыми вкусными всегда были гречневая каша с тушёнкой и макароны по-флотски, которые в то время чаще называли балтийскими и готовили по случаю победы в сражении.

Продовольственное снабжение армии всегда имело большое значение, годы Великой Отечественной войны не стали исключением. В силу особенно тяжелой ситуации на фронтах доставлять провиант бойцам было очень нелегко. Часто бывало так: идёт бой, а полевая кухня под пулями и снарядами спешит к солдатам.

В 1941-1945 годах были изданы около ста приказов о продовольственном снабжении, включающих нормы питания в Красной армии. Красноармейцу было положено 800 граммов ржаного хлеба, полкило картофеля, 320 граммов капусты, 170 граммов макарон или круп, 150 граммов мяса, 100 граммов рыбы, 50 граммов жира, а офицерам среднего и высшего звена добавлялись 20 граммов сливочного масла или 50 граммов рыбных консервов. Суточная норма у военных была самой большой среди населения.

Благодаря воспоминаниям ветеранов удалось воссоздать меню полевой кухни. Одним из самых популярных блюд был фронтовой гуляш — густой и сытный суп. Его варили из тушёнки, пшена, картофеля и лука. Именно фронтовым гуляшом кормили экипажи танкистов перед одним из величайших сражений Второй мировой войны — битвой на Курской дуге.

Чтобы помнили

Центр исследовательской деятельности в сфере музейного дела и изучения истории школы № 8 — лицея № 5, конечно, школьный музей. Главное место в экспозиции отведено стендам со списками выпускников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Много материалов посвящено учителям, воевавшим и не вернувшимся с фронта, педагогам, отстраивавшим школу после освобождения Сталинграда.

На стендах «Ими гордится школа» и «Ими гордится лицей» — портреты выпускников, которые прославили своё образовательное учреждение уже в мирное время. Среди ярких имен — всемирно известный режиссёр Элем Климов, музыкант и создатель школы старинной музыки Михаил Рубцов, олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.

Главные вехи Сталинградской битвы описаны на отдельном стенде, а с другой стороны на нём — зарифмованная учителем истории Ларисой Львовной Кочергиной хроника основных событий того времени. Более 15 лет ежегодно ко второму февраля весь лицей учит эти стихи и даты.

На уроке в 10‑м «Б» классе, который прошёл в кабинете школьного музея, ученики вспоминали легендарных героев Сталинградской битвы: сержанта Якова Павлова, матроса Михаила Паникаху, снайпера Василия Зайцева.

Как пояснила классный руководитель 10‑го «Б», руководитель школьного музея Ирина Михайловна Степанченко, цель этого разговора с десятиклассниками не столько в том, чтобы снова перечислить имена защитников города, важно посвятить им нашу память. Это особенно актуально сегодня, в контексте сложной политической ситуации, складывающейся вокруг итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Без сомнения, Сталинградская битва — одно из самых знаменательных событий всей Второй мировой, но даже его пытаются каким-то образом заново пересмотреть и принизить.

— Скажите, пожалуйста, как жители этого легендарного города, какова причина победы под Сталинградом? — обратилась Ирина Михайловна к старшеклассникам.

Конечно, ребята говорили о том, что победить помогли стойкость и мужество наших солдат, жертвенность и настоящая дружба, а также блестящая полководческая стратегия и тактика.

Каждому школьнику Волгограда известно имя маршала Василия Ивановича Чуйкова, командующего легендарной 62‑й армией. В Сталинградской битве Василий Чуйков сделал ставку на тактику ближнего боя, а защитники города сражались в буквальном смысле за каждый клочок земли.

Ребята процитировали слова Василия Чуйкова о том, что город на могучей реке Волге неизменно влечёт его сердце: «Каждый раз, когда я подъезжаю к этому городу, меня охватывает волнение — годы войны отдалены стремительным бегом времени, но память властно возвращает меня к страшным дням битвы на Волге, и я всё переживаю сызнова«.

Знаменитый маршал делал всё, чтобы от первого лица донести до поколения, выросшего в мирное время, события тех страшных лет. Теперь эта ответственность лежит на наших современниках, живущих в Сталинграде.

Солдатский привал

Доблесть современной Российской армии для лицеистов и гостей была продемонстрирована на «Солдатском привале». После «информационной разведки» все участники праздника отправились в уютный двор лицея. Руководил действиями военных заместитель начальника Волгоградского территориального военного гарнизона, заместитель командира 20‑й отдельной гвардейской мотострелковой бригады, гвардии подполковник Михаил Юрьевич Палехов, выпускник лицея № 5.

С лицеем гарнизон сотрудничает давно и тесно, совместно организуя мероприятия патриотической направленности.

— Физико-математический лицей курирует наш разведывательный батальон, одно из самых боеспособных подразделений во всём Южном военном округе. Мы обучаем старшеклассников боевой подготовке, каждую субботу проводим для них занятия в рамках шефской помощи. «Солдатская каша» — одно из наших совместных мероприятий, — лаконично, по-военному пояснил мне гвардии подполковник.

Спецназ войсковой разведки показал безукоризненную боевую подготовку и технику рукопашного боя, в том числе с оружием. Думаю, не одно мальчишеское сердце загорелось идеей пойти в военное училище и непременно стать офицером!

А потом была та самая солдатская каша на настоящей полевой кухне, которую доставили во двор лицея солдаты воинской части. Ели её, как и положено, на открытом воздухе. К гречневой каше с тушёнкой непременно полагался кусочек чёрного хлеба и чай с сахаром.

Солдатской кашей угощались не только лицеисты, педагоги, но и многочисленные гости, и в первую очередь, конечно, ветераны Великой Отечественной.

Эстафета поколений

В завершение этого насыщенного событиями дня на концерт в актовом зале лицея собрались ветераны войны, члены Совета ветеранов педагогического труда, труженики тыла, дети Сталинграда, проживающие в Центральном районе города. Рядом с ними — председатели первичных профсоюзных организаций.

Думаю, именно такими должны быть концерты для ветеранов: душевными, тёплыми, трогательными. Конечно, у лицея получилось. Дети исполняли военные песни, танцевали, взрослое поколение подпевало почти так же дружно и слаженно, как юные артисты. Ветераны и гости праздника выходили на сцену, чтобы сказать несколько тёплых слов, вспомнить прошлое, поговорить о настоящем.

Открыла концерт директор лицея № 5 Лариса Александровна Тропкина:

— Какая самая главная перед нами задача? Это эстафета памяти. Я надеюсь, что когда-то в этом зале сегодняшние молодые люди встретятся со следующим поколением и расскажут, как они встречали ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда. Расскажут о вашем подвиге, о мужестве. Чтобы знание о победе, которую вы завоевали, переходило и дальше «через века, через года».

Председатель Совета ветеранов Центрального района города Александр Ярославович Иванюк, выступая на встрече, подчеркнул, что главное сейчас — дойти до каждого участника войны, чтобы никто не оказался забытым. И лицей активно участвует в решении этой задачи.

На концерте говорили о людях самой мирной профессии, которые вынуждены были сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной немало педагогов воевало на фронте. Учителя с оружием в руках сражались с врагом, были награждены орденами и медалями, многие погибли. А в 1944 году, когда ещё шла война, более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования страны государство отметило наградами за самоотверженную работу по воспитанию и обучению детей.

Председатель Волгоградской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Лариса Кочергина, в недавнем прошлом заместитель директора лицея № 5, напомнила, что в 2019 году обком запустил интернет-проект «Бессмертный полк педагогов-фронтовиков». Благодаря ему любая школа, территориальная организация Профсоюза получили возможность прислать истории своих педагогов и таким образом поучаствовать в создании общей истории волгоградского учительства в годы войны.

— Не нужно выдумывать какие-то формальные поводы для проведения мероприятий. Возьмите историю любого из наших педагогов-фронтовиков, и она может стать большой воспитательной историей, — отметила профлидер.

Завершился концерт песней «День Победы», которую мы все вместе пели стоя.

Трудно дух передать буквой. На этом концерте был тот самый дух праздника Победы, который я помню с детства, когда ветераны были моложе, бодрее ступали, и ни у кого из нас не было ни тени сомнений в том, что наше дело — правое, потому и победили.

Дитя Сталинграда

Времена меняются, память остаётся

Дитя Сталинграда — есть такой статус в Волгоградской области, присвоенный за горести, перенесённые в юном возрасте. И сколько бы времени ни прошло, несмотря на седину и почтенный возраст, статус остаётся неизменным. Светлана Михайловна Лопаева, бывший директор средней школы № 8 Волгограда, сегодняшнего физико-математического лицея № 5 имени Юрия Гагарина, тоже дитя военного Сталинграда. Есть в её жизни даты, которые невозможно забыть, есть события, о которых забывать нельзя.

Пятый лицей для Светланы Михайловны Лопаевой — второй дом. 53 года жизни она отдала этому образовательному учреждению. Поэтому на всех мероприятиях лицея, связанных с его историей, тем более временем Сталинградской битвы, она желанный гость, и на «Солдатскую кашу» тоже была приглашена одной из первых.

Мы беседовали в кабинете директора лицея Ларисы Александровны Тропкиной.

— Вы помните день победы в Сталинградской битве, 2 февраля 1943 года?

— Абсолютно не помню, — неожиданно ответила Светлана Лопаева. — Наша семья была в это время в посёлке Николаевка Сталинградской области.

День, который нельзя забыть

Незабываемой для Светланы Михайловны стала другая дата — 23 августа 1942 года. Редкие налёты начались во второй половине июля, в основном бомбили северные районы города.

Сегодня между Домом офицеров и легендарным Домом Павлова открытая площадка. На её месте в начале войны находилось здание с бомбоубежищем. 23 августа 1942 года после объявления воздушной тревоги семья пятилетней Светы даже не успела там укрыться.

— Только вышли из подъезда, как во двор дома вбежал папа, Михаил Михайлович, он тогда служил в контрразведке у Рокоссовского в звании старшего лейтенанта. Всё решали секунды и случай. Папа только успел взять младшую сестру Валю на руки, а тут полетели самолёты, посыпались бомбы, — вспоминает моя собеседница с покрасневшими глазами. — Сказать, что это страшно, значит, ничего не сказать. Не знаю, сколько продолжалась бомбёжка, но, когда она немного затихла, мы побежали по пылающему городу к папиной маме, бабушке Шуре, которая жила рядом с тем местом, где сейчас установлен памятник Константину Рокоссовскому, на 7‑й Гвардейской улице. У её дома находился глубокий овраг, а в нём вырыты ниши, в которых мы смогли укрыться. Папа вывел нас из-под огня и тут же отправился на службу.

Недалеко от реки находились нефтеналивные баки, вражеская авиация разбомбила их, и горящая нефть хлынула в реку, Волга горела!

Несколько ярких опознавательных знаков стали ориентирами для немецкой авиации: первый — нефтеналивные баки, второй — ворота городского сада, которые строил поволжский немец. Они, только без квадриги, в точности повторяли Бранденбургские. А ещё железнодорожная больница и поликлиника, тоже спроектированные немецким архитектором. Эти объекты были так расположены, что с воздуха выглядели как фашистская свастика.

Эх, дороги…

Трёхлетняя Валя во время той самой страшной бомбежки практически онемела. В её детском лексиконе осталось всего несколько слов. Девочка перестала говорить даже слово «мама».

Каждый день мама Зинаида Григорьевна, которой было всего 25 лет, бабушка Дарья Емельяновна, Света, Валя и младший братик Витя спускалась в эти ниши. Все усаживались в кружок поплотнее и прижимались друг к другу головами. «Если бомба попадёт, чтобы сразу всем погибнуть«, — говорила мама. А ещё у детей химическим карандашом на спине были написаны имя, отчество, фамилия, на самый крайний случай… Многие матери так делали в Сталинграде.

Какого числа семье удалось выбраться из пылающего, осаждённого города, Светлана Михайловна не помнит, дни перемешались и разрывались на части, вместе с разрушающимся день ото дня Сталинградом.

Но когда Волга «прогорела», появилась возможность перевозить людей хотя бы по ночам. В одну из таких ночей семья Светланы Михайловны на буксире переправилась на левый берег Волги и отправилась на родину бабушки в Царёв, населённый пункт в Ленинском районе Сталинградской области. Поначалу, когда над Ленинским районом летели немецкие самолёты, они не бомбили, а обстреливали людей из пулемётов. Позже начали скидывать бомбы, и семья двинулась дальше, за пределы Сталинградской области.

Шли бесконечно долго, иногда ехали на подводах, на попутках. Так добрались до западного Казахстана и остановились недалеко от станции Джаныбек, откуда сформированные воинские части отправляли на фронт. Семья оказалась на хуторе, рядом с которым находился военный аэродром. Но даже туда стали долетать самолёты-разведчики, так называемые рамы — верный признак того, что аэродром немцы готовились бомбить. И снова ночью мама с бабушкой усадили детей в какую-то колымагу, и семья отправилась по степи назад, в сторону России.

Новым пристанищем оказался районный центр Николаевского района Сталинградской области, рабочий посёлок Николаевка. Сначала жили в гараже, разделённом на секции брезентом — в каждой такой секции стояли кровати и жили люди. Ближе к зиме, когда начались морозы, семью с малолетними детьми разместили в небольшом доме. И выделили на пятерых кровать, лавку и стол. В этом доме жили бабушка с дочкой, внучкой и маленьким ребёнком, мужчины были на фронте.

В Николаевку приходило много машин с ранеными. Мама, бабушка, хозяйка дома, как и многие женщины посёлка, помогали ухаживать за ними, в первую очередь чистили их одежду от вшей, которые кишели повсюду.

Однажды в окошко Света увидела папу, а через минуту он появился в дверях. Отец вёз секретные документы и каких-то «важных птиц» из немецких военнопленных в Саратов. Остановка в Николаевке была недолгой, но по счастливой случайности знакомый сообщил ему при встрече о том, что его семья сейчас находится в посёлке.

— Он был с нами всего несколько минут. Обнял нас и отдал всё, что мог: нательную рубашку, новые портянки и те, что были на ногах, чтобы нам хоть что-нибудь можно было сшить из одежды. Выложил на стол буханку чёрного хлеба, кусок сала, сахар и фляжку спирта. Бабушка потом его разбавляла водой и меняла на рынке на молоко, — вспоминает Светлана Михайловна.

Спустя долгое время отец опять появился в доме, но уже на носилках, контуженный. Во время боев зимой 1943‑го его отбросило взрывной волной в воронку, оставленную разорвавшейся бомбой, и он, полуживой, вмёрз в неё. А когда похоронная команда обходила погибших, при поиске документов в его кармане почувствовали, что сердце бьётся, и буквально вырубили его изо льда.

Михаила Михайловича перевозили из госпиталя в госпиталь. В результате тяжёлой контузии долгое время он только лежал, потом смог передвигаться в инвалидной коляске, а после реабилитации в госпитале города Камышин начал ходить с палочкой.

День Победы 9 мая 1945 года застал семью тоже за Волгой, в Даниловском районе. Восьмилетняя Света никак не могла понять, почему это в День Победы, когда по радио звучит весёлая музыка, а дети шумят и радуются, мама с бабушкой, да и все женщины плачут. Что это они вздумали реветь? А детей посадили на телегу, вывезли в степь и поручили набрать как можно больше тюльпанов для праздника.

Михаил Михайлович, восстановившись после контузии, хотя и был признан негодным к строевой службе, не демобилизовался. Он вошёл в комиссию по расследованию злодеяний фашистских захватчиков на оккупированной территории Сталинградской области и стал командиром истребительного отряда, который занимался уничтожением скрывавшихся немцев, полицаев и дезертиров.

Война после войны

Вскоре после войны семья вернулась в любимый город, который начал отстраиваться заново.

Однажды соседский мальчик Виталька нашёл длинную тонкую трубку с порохом. Ребята бегали по парку с такой «макарониной», которая горела, как бенгальский огонь. Когда за этим занятием их застали взрослые, всем влетело, а на вопрос Михаила Михайловича: «Где ты это нашёл?» — мальчик рассказал, что в больнице, которую восстанавливают пленные немцы, есть лаз в подвал, а в нём какие-то ящики.

В лазе, который показал мальчик, был обнаружен комплект всего необходимого для мощного взрыва. Заключённые лагеря для военнопленных, по всей видимости, готовили теракт. А спустя некоторое время удалось предотвратить взрыв в здании драмтеатра, в восстановлении которого тоже участвовали пленные немецкие офицеры.

В лагере для военнопленных, ещё находившемся к 50‑м годам на территории Сталинграда, содержались опасные военные преступники. Это были офицеры высокого ранга, которые отбывали сроки наказания от 20 лет до пожизненного. Они продолжали представлять угрозу для города, поэтому в 1953 году власти приняли решение переправить их за Урал, на асбестовые рудники. Война продолжалась и после войны.

Среди многочисленных наград Михаила Михайловича, дослужившегося до звания майора, есть орден Красной Звезды, которого он был удостоен за операцию по задержанию опасного военного преступника. Случилось это уже в 60‑х годах. Бывший офицер вермахта, осуждённый на 25 лет колоний и бежавший из лагеря, прибыл в Советский Союз в составе профсоюзной делегации Федеративной Республики Германия.

За ту операцию отец Светланы Михайловны не только заслужил орден, но и получил в подарок двустволку «Зауэр». «За немца немецкое ружьё получил!» — шутил он.

Но больше всех других наград Михаил Михайлович ценил две медали, полученные за Сталинградскую битву: медаль «За отвагу» и медаль «За боевые заслуги».

Сожгите свой семейный альбом

Сделать безошибочный выбор профессии Светлане Михайловне в детстве помогли хорошие советские фильмы об учителях и любимые педагоги: учитель истории Елена Ивановна Агринская и классный руководитель, учитель русского языка и литературы Владимир Петрович Мельников. Окончив Волгоградский педагогический институт со специализацией «преподаватель русского языка, литературы и истории», она поступила на работу в среднюю школу № 8 имени Ким на должность пионервожатой. Всего в 8‑й школе, которая в 1994 году была перепрофилирована в физико-математический лицей № 5, Светлана Михайловна проработала с сентября 1960 по сентябрь 2013 года. В 80‑е годы стала директором, а потом возглавила школьный музей.

Конечно, в Советском Союзе ни у кого сомнений в подвиге наших воинов в годы Великой Отечественной войны и в целом во Второй мировой не было. Практически в каждой школе работали музеи, ориентированные в первую очередь на военную тематику — на фронт уходили целыми классами, школьными коллективами, живы были ветераны и участники войны. Волгоград получил в 1965 году звание «город-герой» и был на особом счету.

По предложению Ивана Павловича Сорокина, первого директора школы № 8, в 1968 году к 50‑летию комсомола было решено увековечить имена выпускников, погибших на войне. Всей школой начали собирать документы, восстанавливали списки погибших, разделив задания по классам. 29 октября 1968 года была открыта первая мемориальная доска, а в 1970 году — вторая.

Школу № 8 посещали легендарные герои и полководцы времён Великой Отечественной. Среди них известный во всём мире Яков Федотович Павлов, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза, командир 13‑й гвардейской стрелковой дивизии, особо отличившейся в Сталинградской битве, Александр Родимцев. Александр Ильич в 1970‑х годах провёл в школе урок мужества в 7‑м «Б» классе. Семиклассники заслужили эту честь за то, что собрали материал об армейском полевом госпитале 5112 62‑й армии Василия Чуйкова. Урок с участием Александра Родимцева снимало телевидение, и его увидела вся страна.

Но в 90‑е ситуация со школьными музеями кардинально изменилась: под знамёнами деполитизации и деидеологизации их стали закрывать. Не обошла эта участь и город-герой Волгоград. Один чиновник стал частенько наведываться в школу с единственным требованием — закрыть музей. Однажды накануне 9 мая он снова вошёл в кабинет Светланы Михайловны: «Ну и что мне с вами делать?«.

Школьный музей много лет был посвящён двум дивизиям, 254‑й и 333‑й, входившим в 21‑ю армию под командованием Ивана Чистякова, и госпиталю 5112 62‑й армии Чуйкова. Но в 1996 году, когда ситуация вокруг школьных музеев стала накаляться, 200 подлинных экспонатов — писем, наград, личных вещей времён войны — с подачи Светланы Лопаевой были переданы на хранение в музей-панораму «Сталинградская битва».

Теперь это был музей истории школы № 8 и лицея № 5. Среди экспонатов — исторические документы, начиная с 1927 года, множество фотографий учеников и педагогов, среди них и те, на которых есть мама Светланы Михайловны — когда-то ученицы восьмой школы, портреты учителей и школьников, погибших на войне.

— У вас есть альбом с фотографиями дедушек и бабушек? — неожиданно для чиновника спросила директор музея. И услышав положительный ответ, продолжила: — Принесите, пожалуйста, этот альбом, завтра у нас линейка по случаю Дня Победы. Вы при ребятах достанете из него все фотографии своих родственников и устроите из них «костёр бессмертия», сожжёте их. Вот когда вы это сделаете, тогда и я закрою музей!

Чиновник, конечно, закричал, начал угрожать проверками и вызовом «куда следует», но директор недвусмысленно указала на дверь. Больше тот чиновник на пороге школы не появился. А спустя некоторое время стало известно, что он с семьёй переехал в Германию.

Сегодня справедливость по отношению к Великой Отечественной войне восстанавливается, оживает память, которую так важно сохранить и передать следующим поколениям.

Навечно молодые

Выпускникам 10го «Б» класса 1941 года, ушедшим на фронт добровольцами, посвящается…

Музей школы № 8 имени Ким был основан в 1950 году. Первоначально его экспозиция была посвящена истории нашего края с древнейшей поры и до начала XX века. С 1967 года профиль музея изменился. Был собран богатейший материал о 252‑й и 333‑й гвардейских стрелковых дивизиях 6‑й гвардейской армии Ивана Михайловича Чистякова и полевом госпитале 5112 62‑й армии Василия Чуйкова. В 1996 году уникальные экспонаты, имеющие историческую ценность, были переданы на хранение в музей-панораму «Сталинградская битва» и в музей «Дети войны — дети Сталинграда». Сегодняшняя экспозиция нашего музея посвящена истории школы № 8 — лицея № 5.

Главное место в музее отведено спискам выпускников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, — 56 имён. Здесь всегда живые цветы. Их возлагают ученики нашей школы. Часто сюда приходят родственники тех, кто остался молодым навсегда.

В начале Великой Отечественной войны многие сталинградцы добровольцами ушли на фронт. Среди них были и вчерашние мальчишки — десятиклассники школы № 8 имени Ким.

Учительница истории и классная руководительница 10‑го «Б» Елена Ивановна Агринская вспоминала: из военкомата ребята забежали к ней домой попрощаться, как всегда, шумной гурьбой. Юра Бурмистров — заводила, весёлая бесшабашность которого доставляла ей всегда немало хлопот. Юра Додонов — артист, гордость школьного театра, непревзойдённый в роли странника Луки из пьесы Горького «На дне». Боря Забелин — немногословный капитан волейбольной и баскетбольной команд. Валя Ляпичев — не так давно вдруг доверил классной руководительнице тайну: пишет и посвящает стихи отличнице, красавице Верочке Павловой. Дима Скворцов, Володя Данчик… Ребята спешили — не стали проходить в комнату: «У нас лишь пятнадцать минут«. Её мальчишки собрались на войну?

А накануне был выпускной бал. С радостными надеждами, горячей верой в счастье встречал 10‑й «Б» рассвет 22 июня 1941 года. Последний школьный вальс. Разговоры-откровения, песни, стихи. И распирающее грудь чувство гордости: впереди самостоятельная жизнь. «Друзья мои, вас ждут великие стройки, открытия. Творите, дерзайте!» — напутствовал своих выпускников директор школы Иван Павлович Сорокин, вручая аттестаты зрелости.

Он крепко жал руки десятиклассникам на выпускном балу, для каждого нашёл своё особое отеческое слово. «Симён Воловик, Володя Никифоров, Пиня Гинесон…» — по очереди торжественно вызывал он на сцену сначала 10‑й «А», потом 10‑й «Б». Разве мог подумать тогда Иван Павлович, что войдёт в историю школы «военным директором»?

У Елены Ивановны сохранилась фотография: она на поляне под цветущим деревом в кругу смеющихся, щурящихся от солнца загорелых парней, стройных девушек с косами. Весь её выросший, возмужавший 10‑й «Б». Снимок сделал Валя Ляпичев. Он долго усаживал всех, просил угомониться. И щелкнул, улыбнувшись: «На память человечеству!» Никто не знал, что это их последняя фотография…

Надвое расколола жизнь восьмой одна для всей страны беда. Ушли на фронт мальчишки-десятиклассники, ушли и мужчины-учителя. В июне 1942 года в здании школы разместился госпиталь. В классах, где ещё вчера стояли парты, — койки, стоны раненых. Учителя, старшеклассники помогали врачам и медсёстрам: стирали бинты, гладили бельё, выступали с лекциями, давали концерты. Уроки? Да, велись, но теперь в полуподвальных помещениях. Такая вот резкая смена декораций. Лишь Иван Павлович Сорокин всё так же в дверях на школьном крыльце. Как опора, командир малого, но удалого войска.

Вести с фронта приходили страшные: пали смертью храбрых Борис Забелин, Юрий Додонов… И каждый раз при встрече в первые минуты Елена Агринская и коллеги боялись смотреть друг другу в глаза, чтобы не разрыдаться. По спискам учеников в классных журналах вели счёт похоронкам.

Юра Бурмистров, командир пулемётной роты. Погиб, защищая родной город.

Юлий Чигиринский. Родители Юлия получили с фронта листок, на котором угольком был нарисован их сын. На обратной стороне подпись: «Дорогим маме и папе. Таким стал ваш Юлька. Скоро разобьём фашистов и встретимся в нашем городе. Но если суждено мне погибнуть, то пусть в вашей памяти я останусь таким«. Юлий Чигиринский погиб в боях на Курской дуге.

Однажды в школу на носилках внесли смертельно раненого Володю Данчика. Паренёк умер в классе, где до войны шли уроки его 10‑го «Б», на руках своей любимой классной руководительницы.

Когда пришла победная весна 1945‑го, Елена Ивановна терпеливо ждала своих мальчишек-солдат из 10‑го «Б». Хотя уже знала, догадывалась: живым не вернётся никто.

Имена ребят не забыты: высечены на мемориальной доске у входа в школу.

Светлана Лопаева, Ирина Степанченко

Подготовила (кроме отдельно указанного) Наталья Воронина

Источник