ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА АССОЦИАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря, 2021Сегодня в центральном офисе Общероссийского Профсоюза образования состоялось заседание Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, где обсуждались итоги работы Ассоциации за два прошедших года и планы на перспективу. Среди них — необходимость принятия новой редакции Устава Ассоциации и проведение мониторинга её региональных организаций.
Заседание провела президент Совета Ассоциации, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова. В заседании приняли участие вице-президенты Совета Ассоциации: председатель профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Анатолий Домников и председатель Общероссийского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова, а также представители трёх профсоюзов, входящих в состав Ассоциации.
Основные итоги актуальных направлений деятельности Совета Ассоциации в 2020—2021 годах представила член Совета Ассоциации, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова. Она сообщила о том, что специфика последних двух лет в значительной степени была обусловлена эпидемической ситуацией, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции.
Сложившаяся ситуация потребовала изменения форм и методов работы профсоюзов, в первую очередь, расширения онлайн-контактов на всех уровнях работы: от федерального — до уровня первичных организаций профсоюзов. Вместе с тем, и в этот период работа Совета Ассоциации была направлена на обеспечение единых подходов по защите трудовых и социальных прав и гарантий работников организаций бюджетной сферы страны.
В центре внимания оставались вопросы финансового обеспечения деятельности организаций в области здравоохранения, образования и культуры, трудового и пенсионного законодательств Российской Федерации, организации и режима труда, в том числе в дистанционном формате, охраны труда и оплаты труда работников непроизводственной сферы.
Также члены Совета Ассоциации участвовали в обсуждении нормативной правовой базы по изменению порядка установления величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.
Предложения Совета Ассоциации нашли отражение в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2021—2023 годы.
Совет Ассоциации принял участие в подготовке предложений и замечаний к проекту Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Эксперты Совета Ассоциации на площадке Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принимали участие в ежегодной разработке Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; других вопросах, связанных с разработкой нормативной правовой базы, определяющей совершенствование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Один из основных вопросов заседания — необходимость внесения изменений в Устав Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации. В связи с этим создана комиссия по проработке вопроса по внесению изменений в основной документ Ассоциации. Член Совета Ассоциации, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко отметил, что изменения в Устав Ассоциации не вносились с 1997 года, и сегодня назрела необходимость привести его в соответствие с действующим законодательством. В комиссию вошли профильные специалисты от всех трёх членских организаций Ассоциации.
Для активизации работы на уровне регионов Совет Ассоциации принял решение провести мониторинг деятельности региональных отделений Ассоциации до 1 марта 2022 года. Эта деятельность поручена исполнительному секретарю Ассоциации Николаю Урвачёву.
Также в результате обсуждения Совет Ассоциации принял решение поддержать обращение Общероссийского профсоюза работников культуры в связи с законопроектом«О внесении изменений в статью 157 Трудового кодекса Российской Федерации», разработанным министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В постановлении Совета Ассоциации, определяющем его позицию, зафиксировано следующее:
«… Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в статью 157 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект), не может согласиться с новой редакцией статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации, а также о дополнении этой статьи новой частью шестой, поскольку они, по нашему мнению, противоречат как положениям части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, так и правовым позициям, сформулированным в постановлении Конституционного суда Российской Федерации № 43-П.
Так, законопроектом в новой редакции части пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации с наименованием «Оплата времени простоя» для творческих работников в период, когда они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, продолжая выполнять другие должностные (трудовые) обязанности, по сути, неправомерно предлагается тот же уровень государственной гарантии по оплате труда, ограниченный как и при простое размером не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника, хотя и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Такой подход к регулированию гарантий по оплате труда творческих работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъёмочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных организаций, которые в отдельные периоды их деятельности не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, но продолжают исполнять иные должностные (трудовые) обязанности, по мнению Совета Ассоциации, является дискриминацией, не связанной с деловыми качествами работника, а согласно постановлению Конституционного суда Российской Федерации № 43-П, кроме того, свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие не только с конституционными гарантиями права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, но и с принципами справедливости, соразмерности ограничений прав и свобод, уважения человека труда…»