ЗА КАЖДОЙ ФОРМУЛИРОВКОЙ — ЛЮДИ И УСЛОВИЯ ТРУДА
18 сентября, 2022В период летних каникул текущего 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации инициировало внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Подготовленные проекты приказа о внесении изменений в ФГОС НОО от 31 мая 2021 г. № 286 и приказа о внесении изменений в ФГОС ООО от 31 мая 2021 г. № 287 были направлены председателю Общероссийского Профсоюза образования Меркуловой Г.И. для рассмотрения как члену Совета Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам общего и среднего профессионального образования (приказ Минпросвещения России от 13.09.2019 г. № 493).
Предложенные изменения ФГОС касались разных аспектов нормативного регулирования реализации образовательных стандартов: увеличения максимальной аудиторной нагрузки обучающихся в соответствии с требованиями САНПИН 1.2.3685-21, обеспечения обучающихся печатными учебниками по учебным предметам и др., а также изменения критериев деления обучающихся на группы при организации образовательной деятельности, что и обеспокоило Профсоюз, так как это изменение затрагивает порядок формирования учебной нагрузки части педагогических работников.
Предложенное в проектах приказов Минпросвещения России изменение порядка деления обучающихся на группы при организации образовательной деятельности не было поддержано Профсоюзом, так как исключало такие основания для деления классов, как «успеваемость», «образовательные потребности и интересы», «пол», «психическое и физическое здоровье» обучающихся, а также «общественные и профессиональные цели», что не только могло отрицательно повлиять на реализацию в школах субъектов России многочисленных инновационных форм реализации образовательного процесса с различными социальными партнерами: вузами, образовательными центрами, учреждениями дополнительного образования детей и другими организациями, но и могло привести к существенному сокращению сложившихся региональных практик деления классов на подгруппы, а значит, к сокращению оснований для планирования дополнительных средств образовательным организациям для осуществления деления классов на подгруппы и сокращению педагогической нагрузки значительного числа педагогических работников.
По итогам проведенного экспертами Профсоюза анализа предложенных проектов приказов в Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России направлено экспертное мнение Профсоюза о необходимости корректировки предложенных формулировок, как не отвечающих современным запросам развития системы образования (письмо Профсоюза от 06 июля 2022 г. № 364).
В результате Министерство просвещения Российской Федерации в итоговой редакции приказов от 18 июля 2022 г. N 569 и N 568 в значительной степени учло мнение Профсоюза, что позволяет надеяться на сохранение и развитие практики деления классов на подгруппы, в том числе на уроках физической культуры и иных учебных курсах и модулях спортивной и оздоровительной направленности.
По итогам регистрации приказов в Министерстве юстиции Российской Федерации от 17 августа 2022 г. (регистрационный № 69676 и регистрационный N 69675) Министерство просвещения Российской Федерации направило в регионы информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях (от 23 августа 2022 г. N 03-1221 «О направлении информации»).