ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ОНЛАЙН-СЕМИНАР ДЛЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СПО

19 декабря, 2022

15—16 декабря в онлайн-формате состоялся Всероссийский обучающий семинар председателей первичных профсоюзных организаций профессиональных образовательных организаций (учреждений среднего профессионального образования), представителей региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования, курирующих вопросы среднего профессионального образования.

Семинар транслировался из центрального офиса Профсоюза. Онлайн-формат дал возможность для более широкого представительства, в его работе приняли участие около 400 человек из разных регионов страны. Члены президиума Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях (учреждениях среднего профессионального образования) Общероссийского Профсоюза образования (КС СПО Профсоюза) приехали для участия в семинаре в город Москву.

Открыла работу обучающего семинара Председатель Профсоюза Галина Меркулова. Она отметила возросшее внимание государства и общества к системе среднего профессионального образования и подчеркнула необходимость в постоянном повышении профессионализма профсоюзных работников и актива в связи с этим.

— Сегодня на уровне государства пришло понимание насколько важна система среднего профессионального образования, от которого во многом зависит развитие экономики и страны в целом. Что же касается деятельности Профсоюза сегодня, основанной на социальном партнёрстве, необходимо, чтобы представители Профсоюза были в диалоге с властью и работодателем на равных. А для этого необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень. Наши обучающие семинары способствуют повышению профессионализма тех, «кто находится в нашей пастве».

Заместитель председателя Профсоюза Вадим Дудин проанализировал участие Профсоюза в решении общесистемных вопросов в сфере среднего профессионального образования.

В рамках подготовленной правительством Российской Федерации системной долгосрочной программы по содействию молодёжной занятости, реализуется комплексная реструктуризация среднего профессионального образования.

Однако, члены созданного при Общероссийском Профсоюзе образования Координационного совета председателей первичных профсоюзных организаций в профессиональных образовательных организациях, задают вопросы, связанные с инфраструктурным развитием, прежде всего, обновлением материально-технической базы колледжей. Существующая сегодня система предоставления грантов в целях совершенствования материально-технического оснащения провоцирует ресурсное неравенство колледжей, а в современных реалиях грозит усугубить и неравенство образовательное.

Как подчеркнул заместитель председателя Профсоюза, очевидно, что само по себе обновление материально-технической базы не способно обеспечить переход на качественно новый уровень развития. Этот процесс неразрывно связан с развитием кадрового потенциала среднего профессионального образования. Предложения Профсоюза по поддержке специалистов профессиональных образовательных организаций не единожды звучали на круглых столах в Совете Федерации Российской Федерации и на заседаниях Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Вадим Дудин отметил, что два предложения Профсоюза всё же были реализованы на уровне страны в 2021 году: это распространение федеральной выплаты за классное руководство кураторам групп, и формирование на федеральном уровне системы профессиональных конкурсов среди преподавателей профессиональных образовательных организаций и мастеров производственного обучения по примеру конкурсов «Учитель года России» и «Воспитатель года России» — Всероссийского конкурса педагогических достижений «Мастер года».

Со своей стороны, Общероссийский Профсоюз образования, начиная с 2020 года, оказывает профессиональную поддержку молодым преподавателям системы СПО, вовлекая их в Молодёжное педагогическое движение Общероссийского Профсоюза образования, а также в мероприятия всероссийской и региональных педагогических школ, тренинг-лагерей, форумов, слётов.

О стратегии развития системы среднего профессионального образования России рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации Татевик Карабекян. В частности, она остановилась на федеральном проекте «Профессионалитет», цель которого — максимально приблизить уровень обучающихся в колледжах и техникумах к потребностям реального сектора экономики.

Об ориентирах развития среднего профессионального образования в разрезе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов говорила начальник отдела сопровождения работы федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования Центра содержания и оценки качества среднего профессионального образования Института развития профессионального образования Мария Редькина. Система СПО становится более привлекательной для выпускников школ. Около 60 % выпускников стали выбирать организации среднего профессионального образования для дальнейшего обучения. Институт развития профессионального образования является оператором Министерства просвещения Российской Федерации по реализации различных направлений СПО в стране.

По итогам выступлений представителей профильного министерства и института развития профобразования участники встречи задали множество вопросов. Они касались низкой оплаты труда преподавателей, недостаточной технической оснащённости профессиональных образовательных организаций, несоответствий в поставленных задачах для системы образования и предлагаемых условиях их реализации, например, при организации и проведении демонстрационного экзамена.

На семинаре большое внимание было уделено обсуждению предложений КС СПО Профсоюза по вопросам, которые на сегодняшний день являются наиболее значимыми:

  • проведение демонстрационного экзамена;
  • поддержка профессиональных образовательных организаций, расположенных в малых городах и сёлах России;
  • реализация проекта «Разговоры о важном»;
  • выплаты (ежемесячное денежное вознаграждение) за классное руководство (кураторство) в коммерческих группах;
  • Всероссийский конкурс «Мастер года»;
  • привлечение в профессиональные образовательные организации специалистов СПО и их поддержка;
  • приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 года № 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования».

Каждый вопрос был представлен членом президиума координационного совета в коротком выступлении. Как отметила заведующая отделом профессионального образования аппарата Профсоюза Ирина Клёнова, ведущая семинар, некоторые из них требуют решения в том числе и на региональном уровне с участием социальных партнёров.

Эксперт аппарата Профсоюза, научный руководитель Учебного центра Профсоюза кандидат педагогических наук Раис Загидуллин обозначил новые функции, которые может взять на себя Профсоюз в стремительно меняющемся мире. Они связаны с сохранением традиций и ценностей, заложенных в обществе.

Универсальный рецепт мотивации предложила заместитель председателя Профсоюза Лариса Солодилова после проведения с участниками семинара онлайн-опроса. Опрос наглядно показал, что высокий процент членов Профсоюза в первичной организации напрямую связан с комплексным развитием всех направлений деятельности профорганизации и командной работой.

О макете коллективного договора профессиональной образовательной организации, который сейчас готовится, рассказал эксперт по правовым вопросам правового отдела аппарата Профсоюза Алексей Лукьянов. Он назвал коллективный договор «маленькой конституцией каждой организации», которая во многом определяет, насколько хорошо будет жить и трудиться её работникам. Эксперт отметил, что любой коллективный договор не должен быть сводом норм трудового законодательства, этот документ должен быть полезен для работника, отражать текущее время и его реалии в конкретной организации.

Итоги участия Профсоюза и его региональных организаций в проведении Всероссийского конкурса педагогических достижений «Мастер года» подвела куратор КС СПО Профсоюза, главный специалист отдела профессионального образования аппарата Профсоюза Галина Скоморохова. Она напомнила, что согласно пункту 8.6.4. Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в введении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021-2023 годы, конкурс проводится при поддержке Общероссийского Профсоюза образования.

Заключительный этап конкурса «Мастер года» проходил в этом году с 28 октября по 3 ноября в Екатеринбурге — на родине победителя 2021 года, преподавателя специализации «Поварское и кондитерское дело» Екатеринбургского экономико-технологического колледжа Дмитрия Кадочникова.

Победителем конкурса стала член Общероссийского Профсоюза образования, преподаватель специальных дисциплин по специальности «Информационные системы и программирование» Донского колледжа информационных технологий (Тульская область) Ирина Демихова. Таким образом, в следующем году финальные состязания конкурса пройдут в Тульской области.

Заведующий организационным отделом аппарата Профсоюза Алексей Геенко, говоря об особенностях ведения автоматизированной информационной системы Профсоюза, сделал акцент на успешных практиках работы с ней.

Актуальные вопросы организации труда и заработной платы в системе среднего профессионального образования представила эксперт отдела общего образования аппарата Профсоюза Вера Понкратова.

Также на семинаре председатель координационного совета, председатель первичной профсоюзной организации Брянского профессионально-педагогического колледжа Сергей Куропатин подвёл итоги работы КС СПО за текущий год. Среди них — участие в реализации Отраслевого соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования на 2021—2023 годы; организация и проведение совещаний, конференций, семинаров, форумов и слётов в разных регионах страны; экспертная деятельность, развитие информационной работы и многое другое.

Источник